Логистический хаб представляет собой комплекс, состоящий из множества разновидностей складов. В рамках одного хаба могут быть выполнены различные складские операции по обработке грузов.
Подобные складские комплексы, хабы, зачастую занимают территории от 1 млн. кв. м. Проектирование и возведение крупных логистических комплексов – современная тенденция, которая находит своё применение во многих странах мира.
Отличие хаба от традиционного склада ответхранения
Может показаться, что логистические мультимодальные хабы и склады имеют одну и ту же функциональность. Но если рассматривать вопрос с точки зрения управления цепочками поставок, то эти структуры различаются очень серьезно. Основными отличиями являются:
- Размер. Крупнейшие складские комплексы-хабы могут занимать территорию в несколько десятков и сотен квадратных километров. Хабы существенно превосходят по размерам обычные склады.
- Перечень выполняемых операций. На традиционных складах проводятся погрузочно-разгрузочные работы, приемка, хранение, отбор, комплектование заказов и т.д. Логистические хабы включают в себя все обычные складские услуги, а также множество других, в том числе транспортные, таможенные, стивидорные и т. д.
- Пропускная способность. В хабах масштабы проводимых операций действительно впечатляют. Чаще всего такие комплексы работают с мультимодальными грузами, поэтому в них обеспечиваются условия для качественного хранения разных видов продукции: зерно, замороженные товары, металлоконструкции, бумага и т. д.
- Расположение. Обычные склады могут быть размещены в различных местах в городе и загородом. Логистические парки стараются располагать неподалеку от морских портов, аэропортов. Расположение планируется так, чтобы была возможность доставить груз быстро, перенаправив его удобным видом транспорта.
- Инфраструктура. Если склад представлен обычно в виде отдельного здания, то хаб – это целый «город» таких складов. На его территории могут располагаться складские комплексы ответственного хранения различных видов товаров, места для таможенного контроля, зоны для хранения опасных грузов, офисные здания, автомастерские и многое другое.
- Число собственников. Содержание и обслуживание логистических хабов – это огромные затраты, которые могут нести только крупнейшие компании. Зачастую всё это происходит при поддержке местных властей. Нередко хабы имеют сразу несколько собственников.
Оптимизация цепочек поставок хаба
Во многих странах сейчас есть серьезные проблемы с загруженностью транспортных путей. Постоянные потоки фур курсируют по автомагистралям, доставляя продукцию по складам.
Как показала практика в Европе, аренда помещений в складских комплексах, проектирование и возведение транспортно-логистических хабов – это оптимальный вариант решения обозначенной выше проблемы. Чаще всего строительство логопарков выполняется за пределами города, что позволяет грамотно консолидировать транспорт в одном месте, разгрузив тем самым автомобильные дороги за сотни километров в радиусе.
Во многом строительство логистического хаба является для нескольких компаний возможностью создания единого кластера и объединения усилий. За счет наличия логопарка каждый участник будет иметь одинаковую загруженность. Благодаря консолидации расходы могут быть распределены примерно равномерно между всеми организациями, что позволяет уменьшить финансовые затраты каждого участника.
Особенности логистических хабов
Одна из наиболее важных ролей во время реализации мультимодальных логистических хабов – наличие социальной инфраструктуры. Логопарки должны располагаться в непосредственной близости от крупных городов, потому что столь большим предприятиям потребуется много рабочей силы. С другой стороны, сам комплекс может выступать в качестве ядра некоторого промышленного округа с высокоразвитой инфраструктурой и разными рекреационными зонами.
По статистике, для обслуживания хабов, площадь которых составляет около 1 млн. м2, требуется штат в 20000-25000 тыс. человек. Это огромное количество людей, сравнимое с населением небольших городов, поэтому им потребуется необходимая инфраструктура: бизнес-центры, дома для постоянно живущих и гостиницы для приезжающих специалистов, рекреационные зоны и т. д.
При этом, несмотря на большое число примеров в разных странах мира, точное определение мультимодальным хабам дать сложно. Отсутствуют и чёткие критерии их создания и эксплуатации. Инфраструктурные особенности и модель развития каждого хаба будет зависеть от ряда факторов: цели функционирования, движения транспортных потоков, специфики обработки грузов и т. д.
Для получения консультации по аренде складов позвоните нам по номеру телефона 8-800-600-12-14