Под словом «дистрибуция» в общем смысле понимается процесс торговых отношений между производителем товара и покупателем, а если рассматривать дистрибуцию в логистике, то это доставка товара туда, где есть потенциальный потребитель. Как правило, дистрибьюторская логистика заключается в распределении продукции между оптовыми покупателями. Каналами дистрибуции называют способы распределения товаров по сети сбыта.
Особенности дистрибуции
Самая короткая цепь дистрибуции включает только производителя и клиентов, но обычно каналы дистрибуции состоят из нескольких уровней, и в цепь входят другие участники – дистрибьюторы. Они организуют транспортировку продукции на какие-то территории, которые располагаются довольно далеко от места изготовления товара, берут на себя расходы и риски, возникающие при продаже, перепродаже, хранении товара. Дистрибьюторы налаживают каналы дистрибуции, которые делают доступ потребителя к товарам быстрым и удобным.
Функции каналов дистрибуции
Каналы дистрибуции на складе выполняют несколько важных функций:
- Группировка на складе – посредник (дистрибьютор) сортирует товары по потребительским свойствам, например, функциональности, габаритам, стоимости.
- Резервирование – обеспечивается запас продукции для непрерывного обеспечения покупательского спроса.
- Дробление крупной партии на несколько более мелких – товар в оптовой упаковке развешивается для розничной продажи мелкими партиями.
- Увеличение ассортимента – дистрибьюторы могут концентрировать в своих руках товары от разных поставщиков, предлагая покупателям несколько видов продукции с похожими характеристиками в разных товарных группах.
- Продвижение – посредник организует промоакции, например, в целях реализации накопившихся запасов какой-либо продукции на складе.
- Копакинг – тесно связан с предыдущей функцией, потому что заключается в формировании комплектов из комплиментарной продукции. Комплектуемые товары упаковываются, а на упаковку наносится соответствующая информация рекламного характера.
- Принятие рисков – риски посредник берет на себя, включая риск порчи товара при доставке.
Складские каналы дистрибуции
Каналы дистрибуции бывают:
- прямой дистрибуции – подразумевают так называемый прямой маркетинг, персональные продажи без посредников между производителем и клиентом. Прямая дистрибуция может быть организована с помощью интернет-магазина, почтовой рассылки, организации собственной сети магазинов и т.п.;
- косвенной дистрибуции – включают дополнительных участников процесса. Цепь дистрибуции первого уровня содержит одного посредника, например, ритейл, который берет на себя функцию организации розничных продаж. В цепь дистрибуции второго уровня включается дополнительный участник – оптовик, который аккумулирует и распределяет товар. Добавление в цепь агента способствует выполнению представительских и управленческих функций. Вместо агента могут быть задействованы крупные и мелкие оптовики, обеспечивающие бесперебойные поставки и необходимый запас товара на складе.
Таким образом каналы дистрибуции имеют такую характеристику, как длина. Кроме того, они характеризуются:
- мощностью – объемом продукции, проходящей через канал;
- шириной – числом посредников на каждом этапе логистической цепочки;
- видами и числом потоков, которые бывают материальными, информационными, правовыми, финансовыми.
Процесс товародвижения
Процесс дистрибуции сопровождается движением товара от производителя к потребителю, которое организуется путем совершения логистических операций:
- Складская переработка – комплектация грузов: осуществляется стандартным способом или по системе кросс-докинга. Склад дистрибуции называется дистрибьютерским центром.
- Продажа – выполняется обычным или предварительным способом. В первом случае водитель, перемещаясь по маршруту, реализует продукцию сразу же, во втором – собирает заказы от клиентов на маршруте, и только потом развозит заказанные товары.
- Доставка – после создания заказа, последний проходит через диспетчера, который передает заказ на склад, где он собирается, упаковывается, проверяется и передается на доставку. После выполнения доставки маршрут закрывается, проводится учет. Нужно различать маршрут доставки и маршрут продажи. Схемы движения могут отличаться друг от друга.
Компания «РЛК» предоставляет услуги ответственного хранения товаров на собственных складах, организует доставку продукции и готова обеспечить дистрибуцию товара на выгодных условиях.