В международной логистической терминологии принято такое понятие, как PL провайдер. Различают несколько уровней: 1PL, 2PL, 3PL, 4PL, 5PL, что обозначает степень вовлеченности компании в цепь поставок. Чем выше уровень, тем большее количество логистических задач выполняет компания и тем сложнее организована её деятельность. Первый уровень – наиболее простой, пятый – наиболее продвинутый. Первый и последний уровни кардинально отличаются друг от друга по спектру услуг и технологическим возможностям.
Основные принципы уровня логистики 1PL
Уровень логистики 1PL подразумевает, что доставку товара потребителю, а также погрузку/разгрузку, складские операции выполняет сам владелец бизнеса или производитель. Для перевозки используются собственные транспортные средства. Владелец самостоятельно выбирает водителей, он же и несёт полную ответственность за соблюдение сроков доставки, целостность груза. Это автономная логистика, когда все процессы организованы за счёт собственных средств и ресурсов компании. Владелец бизнеса зависит только от самого себя.
1PL логистическая технология наиболее старая. Она была предложена ещё в 70-80 гг. XX века. И постепенно встречается всё реже. Бизнес отказывается от этой модели из-за того, что она требует больших финансовых вливаний и временных затрат. В тот период, когда современные компании стремятся к автоматизации и быстрой адаптации к изменяющимся условиям рынка, 1pl логистика становится невыгодной. В ближайшем будущем эта технология окончательно потеряет своих последователей, поскольку не соответствует общим тенденциям развития логистического сервиса. Она оправдана лишь на начальном этапе развития, когда компания совсем небольшая. С развитием бизнеса контролировать все логистические процессы становится всё сложнее.
Почему необходимо привлекать подрядчиков
Согласно имеющейся практике, разделение труда помогает вывести компанию на новый уровень, а 1PL модель тормозит развитие бизнеса.
Её недостатки:
- высокие затраты ресурсов на обеспечение процессов;
- необходимость контроля со стороны владельца бизнеса;
- низкая конкурентоспособность компании;
- невозможность быстрой адаптации.
На внедрение изменений компании требуется длительное время, так как необходимо обновить материально-техническую базу, обучить персонал, разработать стратегию дальнейших действий. Разумеется, что ни о каком быстром развитии компании речи не идёт, потому что она не приспособлена к современным условиям рынка.