Большая часть компаний так или иначе нуждается в организации логистики, чтобы обеспечивать и контролировать движение продукции от производителя к потребителю. Часть компаний создает собственный логистический отдел, но расходы на содержание логистической службы не всегда оправданы. Другой вариант организации логистики, который позволяет оптимизировать расходы и повысить эффективность бизнеса – аутсорсинг.
Преимущества аутсорсинга логистики
Аутсорсинг логистики предполагает передачу части функций сторонней компании, которая обладает как человеческими, так и материально-техническими ресурсами для их выполнения.
Это позволяет:
- переключить внимание на развитие ключевых видов деятельности;
- снизить риски;
- уменьшить сроки перевозки;
- повысить качество услуг;
- сократить расходы;
- уменьшить себестоимость товаров и повысить их конкурентоспособность.
На рынке существуют специализированные логистические компании – PL-провайдеры, которые за умеренную сумму берут на себя выполнение логистических функций. Они отличаются друг от друга по уровню специализации. Различают пять уровней PL-провайдеров, но здесь мы подробно рассмотрим только один из них – уровень логистики 4PL.
Возможности 4 PL логистики
4PL-провайдер может выступать в качестве посредника или партнёра по бизнесу. Он выстраивает эффективную логистическую систему, управляет цепочками поставок своего бизнес-партнера, полностью отвечает за сохранность груза и скорость доставки на всём маршруте, занимаясь:
- организацией поставок сырья, запчастей, готовой продукции;
- таможенным оформлением;
- сопровождением сделок;
- комплектацией заказов;
- маркировкой и сортировкой грузов;
- разработкой схем маршрутов;
- подбором транспорта;
- документальным сопровождением;
- заключением внешнеторговых договоров;
- складированием и прочей деятельностью.
Всё эти виды деятельности может выполнять и 3PL-провайдер. В этом их сходство, но есть и отличия.
Отличия уровня 4 PL от 3 PL
4 PL-провайдер может оказывать различные логистические услуги, используя прогрессивные информационные технологии. Он полностью погружается в бизнес-процессы клиента и занимается решением любых логистических задач в долгосрочной перспективе, включая:
- консалтинг;
- планирование;
- управлением складскими запасами.
Кроме всего прочего, он может управлять 3PL-провайдерами, которые выполняют свою часть работы, координировать их деятельность, чтобы обеспечить бесперебойность поставок. Многие компании используют для этого специализированное ПО.
Если говорить о структурных особенностях, то 4PL уровень логистики отличается тесным взаимодействием двух отделов: отдела закупок и отдела по бренд-менеджменту. Отдел закупок налаживает сотрудничество с поставщиками, заключает с ними договоры, решает проблемы сертификации товаров. Он также контролирует объем складских запасов и реагирует на изменения уровня спроса, путем контроля объема продаж. Отдел бренд-менеджмента изучает рынок посредством маркетингового анализа и корректирует экономическую модель для увеличения продаж.
К услугам 4PL-провайдеров, которые играют роль управляющей компании, обращаются крупные производители, например, «Самсунг», «Форд». В этом случае стратегическое планирование в долгосрочной перспективе и оперативное управление являются критически важными.
На данный момент количество 4PL логистических операторов на российском рынке небольшое, но увеличивающийся спрос на подобные услуги способствует появлению таких компаний. 4PL логистика сфокусирована на потребностях бизнеса клиента и предлагает только выгодные и безопасные варианты поставок.