Чтобы бизнес развивался, нужно грамотно выстроить логистику: найти поставщиков, наладить поставки в соответствии с объёмом продаж, обеспечить документальное сопровождение продукции, организовать ответственное хранение складских запасов, погрузку, разгрузку, комплектацию и доставку продукции. Некоторые владельцы бизнеса создают собственные логистические отделы для выполнения этих задач.
Однако затраты на обслуживание складских помещений, ремонт техники, оплату работы сотрудников в этом случае повторяются из месяца в месяц и не зависят от объёма продаж, в результате расходы могут превысить доходы, что сведёт на нет рентабельность бизнеса. Передача логистики на аутсорсинг позволяет избежать этих проблем.
Основные сферы логистики
Коммерческие организации, которые оказывают логистические услуги, выступают посредниками между производителями и потребителями товаров. Это так называемые PL-операторы (Party Logistics), которые за отдельную плату выстраивают логистику для отдельно взятого бизнеса.
На данный момент различают пять уровней логистического сервиса:
- 1PL – владелец бизнеса самостоятельно организуют все логистические процессы с использованием собственных складов, транспорта и технических средств.
- 2PL – региональный уровень логистики, ограничивающийся предоставлением складских или транспортных услуг.
- 3PL – логистика включает управление цепочками поставок.
- 4PL – играет роль управляющей компании, полностью регулирует поставки продукции и выполняет стратегическое планирование.
- 5PL – функции 4 PL-провайдера дополняются использованием сетевых компьютерных технологий.
Спрос на услуги PL-операторов, включая наивысший уровень логистики 5PL, постепенно растет.
Преимущества 5PL логистики
Основное направление деятельности 5 PL-провайдера – стратегическое управление цепочками поставок. Но в отличие от 4PL логистики, оно сосредоточено на создании модели виртуального предприятия. Последнее представляет собой бизнес-систему открытого типа, функционирующую в едином информационном пространстве, что даёт возможность независимым организациям использовать технологические ресурсы и возможности для решения конкретных логистических задач.
Другими словами, 5PL-оператор взаимодействует с поставщиком и клиентами не напрямую, а посредством IT-управляемой системы. Если брать примеры из практики, то такая система может состоять из модулей по управлению транспортными, бухгалтерскими, складскими и информационными услугами.
Создаётся интернет-портал, который даёт клиенту возможность:
- размещать заказы и отслеживать их состояние;
- просматривать и распечатывать документы;
- контролировать уровень складских запасов и движение товаров.
Для упрощения работы вводится электронный документооборот, потому что объем бумажной документации существенно возрастает.
5PL-провайдер может не располагать значительными материальными и человеческими ресурсами, но за счет грамотного управления логистическими процессами он сможет снизить издержки компаний на 20-30%. Потенциальными и реальными клиентами 5PL-провайдеров логистических услуг являются крупные компании с разветвленными цепочками межконтинентальных поставок. 5PL уровень логистики не отличается принципиально от 4PL, но имеет более совершенную систему управления.
Перспективы развития PL логистики
На данном этапе 5PL логистика только формируется. Предполагается, что ряды 5PL операторов пополнят 3PL- и 4PL-провайдеры в результате естественного развития. Но в любом случае 5PL-операторов не может быть слишком много, потому что они аккумулируют ресурсы многочисленных провайдеров более низких уровней.
Если у вас появились дополнительные вопросы по организации PL логистики на наших складах, по оказываемым услугам склада, можете обратиться по телефону к нашим операторам, либо оставьте заявку по форме обратной связи.