Терминал – это транзитно-перевалочный склад, основное предназначение которого заключается в перевалке грузов с одного транспортного средства на другое. В таких складских комплексах грузы обычно хранятся не более 2-х суток. Верное определение для таких складов – грузовой терминал. Его также можно назвать контейнерным, интермодальным терминалом, логистическим центром хранения.
Контейнерные и интермодальные терминалы
Принято выделять два больших вида терминалов ответственного хранения – контейнерные и интермодальные. Контейнерными терминалами принято назвать пункты приема и выдачи контейнеров, их последующей загрузки на другой вид транспорта.
В контейнерных терминалах обычно осуществляется множество технологических операций с контейнерами и их содержимым:
- проведение погрузочно-разгрузочных работ с груженными и порожними контейнерами на автомобильный, железнодорожный, морской, внутренний водный транспорт;
- перемещение (зачастую и интермодальные) контейнеров внутри складского комплекса;
- временное хранение грузов на специальных площадках;
- сортировка для последующего направления перевозки (получателям, заказчикам, регионам и т. д.);
- перегрузка грузов из железнодорожных вагонов в контейнеры и обратно, из одного контейнера в другой или иную тару;
- выполнение таможенного досмотра (в том числе процессы разгрузки и обратной загрузки);
- оформление таможенной, транспортной документации;
- коммуникация с компаниями смежного вида транспорта;
- технические освидетельствования автотранспорта, тары, грузов, контейнеров;
- выполнение контроля грузов государственными надзорными ведомствами;
- юридическое сопровождение грузоперевозок;
- ремонтные работы, техническое обслуживание подъёмно-транспортного оборудования, контейнеров, поддонов и т. д.
Интермодальный терминал – складская площадка, которая специально оборудована для перевалки и последующего временного хранения интермодальных транспортных единиц (ИТЕ). В понятие ИТЕ входят контейнеры, полуприцепы, съемные кузова, используемые для выполнения интермодальных перевозок.
Интермодальные грузовые терминалы выступают в качестве главных инфраструктурных элементов действующих сегодня цепей поставок генеральных грузов. Особенное место среди таких логистических центров хранения отведено контейнерным терминалам морских портов, обеспечивающих связь морских контейнерных линий с коммуникациями внутреннего транспорта.
Разновидности терминалов ответхранения
В зависимости от используемого оборудования, специфики работы и других факторов принято различать несколько видов логистических терминалов-складов:
- Терминалы с автомобильным шасси. В таких терминалах хранение и перемещение контейнеров осуществляется либо на обычных полуприцепах, которые уезжают с территории терминала с грузовыми авто, либо на специальных шасси, используемых исключительно в пределах одного терминала. Главное преимущество такой схемы – простота организации, отсутствие на складе дорогого подъемно-транспортного оборудования. Основной минус – необходимость в наличии большой свободной площадки, потому что штабелирование выполнять невозможно. Эта схема используется, как правило, на терминалах со сравнительно малой производительностью и при условии отсутствии ограничений по свободной территории.
- Терминалы со стреловыми погрузчиками (ричстакеры). При реализации этой схемы практически все складские операции выполняются с использованием ричстакеров. Главное преимущество – относительно невысокая стоимость оборудования. Недостатки – сравнительно малая производительность, дороговизна покрытия площадки (объясняется повышенными осевыми нагрузками, которые создаёт ричстакер). Схема актуальна для терминалов со сравнительно малыми объемами переработки.
- Терминалы с портальными автоконтейнеровозами (АКВ). Перемещение контейнеров с помощью АКВ выполняется между причальным фронтом и складом. Также выполняется погрузка и разгрузка наземного транспорта. Хранение контейнеров выполняется в штабелях в 2-4 яруса. При реализации схемы необходимы серьезные капиталовложения в оборудование и технику. Зачастую для уменьшения капиталовложений используется смешанная схема, при которой АКB функционируют только на складе, а горизонтальная транспортировка реализуется с применением терминальных тягачей с шасси.
- Терминалы с козловыми кранами. В этой схеме для работы на складе применяются пневмоколесные или рельсовые козловые краны, а высота штабеля может составлять 4-5 ярусов. Горизонтальное перемещение осуществляется тягачами с шасси. Зачастую в целях увеличения производительности в зоне обслуживания козловых кранов осуществляются также операции с внешними транспортными средствами. Главное преимущество схемы – экономичность использования территории, поэтому она реализуется преимущественно на терминалах с дефицитом складских площадей. Недостаток – повышенная капиталоёмкость.
При сдаче в аренду складских площадей на терминале заключается официальный договор, в котором подробно прописаны обязательства обеих сторон, оказываемые услуги, другая информация.
Для получения консультации по аренде логистического центра терминала позвоните нам по номеру телефона 8-800-600-12-14